Последние темы на форуме:

4.0057471264368 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.01 (174 голосов)

  В статье журнала «Катера и яхты» описано применение магниевых протекторов для защиты дюралевых корпусов мотолодок от электрохимической коррозии в воде. В статье для изготовления протекторов рекомендуется сплав Мл-4пч.

  Достать заготовку из такого сплава затруднительно. Встает вопрос о замене материала протектора на более доступный.
  Химсоставы магниевых сплавов, представленные в [3,4,5,6], для наглядности сведены в таблицу 1, где в заголовке приведены требования к содержанию легирующих элементов и примесей сплава Мл-4пч.

Сравнительный химический состав магниевых сплавов, %

Легирующий элемент и требования в соотв. с [2] Al ≤ 6% Zn ≤ 3% Mn ≥ 0,15% Примеси:
Si+Cu+Fe+Ni ≤ 0,14%
МП1 5.0-7.0 2.0-4.0 0.02-0.50 0.048
Мл4пч 6.0 2-3 0.15-0.5 ≤ 0,14%
Мл1 0.2 0.2 - 1.5+0.15+0.15+?=1.8
Мл2 ≤ 0.1 ≤0.05 1.5 0.01+0.1+0.08+0.01=0.2
Мл3 2.5-3.5 0.5-1.5 0.15-0.5 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл4 6.0 2-3 0.15-0.5 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл5 8.3 0.5 0.33 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл6 9.6 0.6-1.2 0.3 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл7-1 5-6.5 0.3-0.7 0.3-0.6 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл9,Мл10,Мл19 ≤0.03 0.1-0.7 - 0.03+0.03+0.03+0.01=0.1
Мл11 ≤0.03 0.2-0.7 - 0.03+0.03+0.03+0.01=0.1
Мл12 ≤0.03 4.5 - 0.03+0.03+0.01+0.01=0.08
Мл14 1.7-2.3 - - 0.03+0.03+0.01+0.005=0.075
Мл15 ≤0.03 4-5 - 0.03+0.03+0.01+0.01=0.08
ВМл1 - - - 0.02+0.03+0.01+0.005=0.065
МА2-1 4.4 1.5 0.6 0.1+0.05+0.05+0.005=0.205
МА1 ≤0.3 ≤0.3 1.9 0.3+0.05+0.05+0.01=0.41
МА2 3.5 0.5 0.33 0.1+0.05+0.05+0.05=0.25
МА3 6.25 1.0 0.32 0.15+0.05+0.05+0.05=0.3
МА5 8.5 0.6 0.32 0.15+0.05+0.05+0.005=0.255
МА8 ≤0.3 ≤0.3 2.0 0.15+0.05+0.05+0.01=0.26
МА9 0.6 ≤0.1 1.4 0.15+0.05+0.05+0.01=0.26
МА11 ≤0.2 ≤0.2 2.0 0.15+0.03+0.03+0.175=0.385
МА13 ≤0.2 ≤0.2 0.6 0.15+0.05+0.05+0.005=0.255
ВМ17 ≤0.2 ≤0.2 1.8 0.2+0.05+0.05+0.01=0.31
ВМ65-1 ≤0.05 4.8 - 0.05+0.05+0.05+0.005=0.155
ВМД-1 ≤0.2 ≤0.2 1.6 0.15+0.05+0.05+0.005=0.155
ВМД-3 - 3.0 - 0.15+0.03+0.03+-=0.21?
Электрон ≤0.2 4.0 - -+0.5+-+-=0.5?

  В зависимости от близости химсоставов сплавов к Мл-4пч, все сплавы можно отнести к одной из групп предпочтительности применения их для протекторов взамен Мл-4пч (таблица 2).

Предпочтения применения магниевых сплавов для изготовления протекторов

Группа применения Магниевый сплав
 Предпочтительное применение (все легирующие элементы и примеси в норме) Мл4пч, МП1, ВМД-1, ВМ65-1, ВМл1, Мл9, Мл10, Мл11, Мл19, Мл14.
 Можно применять (незначительное превышение по примесям) Мл2, Мл3, МА2-1, МА2, МА8, МА9, МА13
 Применять ли? (значительное превышение по примесям) Мл1, МА1, МА11, ВМ17, ВМД-3,
Электрон, МА3
  Не применять (значительное превышение по легирующим элементам) Мл5, Мл6, Мл7-1, Мл12, МА5

  Из анализа данных таблиц 1 и 2 следует, что для изготовления протекторов можно рекомендовать следующие материалы в порядке убывания предпочтительности применения: Мл4пч, МП1, ВМД-1, ВМ65-1, ВМл1, Мл9, Мл10, Мл11, Мл19, Мл14, Мл2, Мл3, МА2-1, МА2, МА8, МА9, МА13.

  В 2005 г. мной были изготовлены в соответствии с рекомендациями [1] и установлены на лодку «Казанка-5М2» (корпус из Д1АМ) два протектора из сплава МА2-1. Протекторы размещены на бортах ниже ватерлинии. Напряжение между корпусом лодки и протектором в речной воде составило 0,35 вольт. При этом протектор оказался отрицательно заряжен, а корпус лодки – положительно.

  Обследования днища в конце каждого сезона показали, что следов коррозии значительно меньше, чем на лодках, не оснащенных протекторами. Сами же протекторы за пять сезонов почти полностью израсходовались.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вяткин И.П. и др. Протекторы для защиты металлической лодки от коррозии. – Катера и яхты, 1981, №5 (93), стр. 33-34.
  2. Мяздриков А.Н. Защита корпуса «Прогресса» от коррозии. – Катера и яхты, 1977, №6 (70), стр. 89-90.
  3. ГОСТ 26251-84 Протекторы для защиты от коррозии.
  4. Жуков А.А. и др. Машиностроительные материалы. Карманный справочник. – М.: Машиностроение, 1967.
  5. Конструкционные материалы: Справочник / Б.Н. Арзамасов и др. – М.: Машиностроение, 1990.
  6. Смирягин А.П. Промышленные цветные металлы и сплавы. – М.: Гос. науч.-тех. изд-во литер-ры по черн. и цвет. металлургии, 1956.

С уважением, Владислав, г.Самара

 

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

     

Коммент без ссылок, символов, кодов и прочей ереси!