Последние темы на форуме:

5 1 1 1 1 1 Рейтинг: 5.00 (2 голосов)

Выбор солнечной панели в автодом Соболь 4х4  Использование внедорожного автодома подразумевает максимальную автономность, а не запитывание от внешней сети ~220В на стоянке, поэтому автомобиль должен быть оборудован средствами получения энергии из космоса и конвертации ее в электричество с максимальным КПД.

  Это можно получить установив солнечную панель + контроллер + АКБ.

Выбор и установка солнечной панели на автодом

  Существует версия, что поликристаллические модули лучше работают при низкой освещенности. Однако, все эти сравнения – частные случаи и нет однозначной зависимости выработки модуля от типа его кристалла.
  Но известно, что поликристаллические модули деградируют быстрее, нежели монокристаллические.

Поликристаллические или монокристаллические?

  Чем больше и чище кристалл кремния, из которого сделаны солнечные элементы – тем они более эффективны. Монокристаллические модули на ~10% более эффективны, нежели поликристаллические того же размера, но и на 10-20% дороже.

Поликристаллические и монокристаллические панели

Поликристаллические и монокристаллические панели

Класс качества солнечной панелей

  «Класс качества – А». В инструкциях к панелям от производителя именуется как «Grade A» или «Solar cells grade A» – это высший сорт. Именно такие панели и нужны для автодома.

  Панель на крыше автодома расположена не оптимально к лучам солнца, она не отслеживает их направление, существует ограничение на размер – все это влияет на общий КПД системы. Поэтому, чтобы получить максимальный КПД – все ее элементы должны иметь максимальный КПД.

  Лаборатория TUV имеет базу данных солнечных панелей различных производителей – TÜV SÜD Если там есть производитель предлагаемых вам солнечных модулей – это хорошо.

Поскольку у меня на борту автодома нет киловаттных потребителей электричества, то нет необходимости всю крышу и борта автомобиля закрывать солнечными панелями.

  Руководствуясь сказанным выше, на китайском сайте во время тотальной распродажи купил монокристаллическую панель Dokio 100 Вт DSP-100M. Размер панели: 1175x530x25 мм. за 5900 руб. – в аккурат вписывается на крышу Соболь 4х4 на багажник Уникар, модель которая специально спроектирована для установки солнечной панели, позволяя полноценно открыть люк.

  Размеры панелей примерно соответствуют их мощности, т.к. состоят из множества модулей, которые имеют схожие размеры.
  Следующий размер солнечной панели 1500х670 мм. при мощности 150 Вт уже шире багажника, и при езде по лесу панель будет повреждена ветками. Я при езде по лесу уже потерял несколько торцевых заглушек поперечин, так что панель большей мощности в таких условиях однозначно не переживет.
  Бо́льший размер панели хорош для Испании или Якутии, где нет густых лесов.

Размещение солнечной панели DOKIO 100Вт на автодоме Соболь 4х4

Размещение солнечной панели DOKIO 100Вт на автодоме Соболь 4х4

Выбор кабеля для подключения солнечной панели

Кабель для подключения солнечной панели в автодоме Соболь 4х4  За 1500 руб. можно купить 2 провода (черный + красный) х2 метра с коннекторами и их пристыковать к солнечной панели без паяльника – при установке 100 панелей на участке так и надо делать.

  При желании, вместо «фирменного солнечного кабеля» допустимо использовать кабель с медными жилами, например КГ – пропустив его в стойкой к УФ-излучению гофротрубе ПНД. Тем более, что защита от ультрафиолета необходима только для кабеля, постоянно находящегося на солнце.

  Так что пошел я в электролабаз, купил 2 метра кабеля КГтп 2х4, и сделал ввод им, отрезав на минусе панели наконечник припаяв его на + жилу кабеля.
  2 метра кабеля КГтп 2х4 обошлись мне 150 руб.

КГтп 2х4 – это силовой гибкий кабель – 2 х 4 мм2, с медной жилой, изоляцией и оболочкой из термоэластопласта. Наружный диаметр кабеля 12,5 мм.

Сравнение характеристик кабелей
Марка кабеля PV-1F ПК Solar КГтп
Температурный диапазон эксплуатации -40 °С… +90 °С -50 °С… +90 °С -40 °С… +50 °С
Рабочее напряжениепостоянного тока, B 1800 1800 1000
Лужение жил + +

Ввод кабеля через крышу автодома

  Использовал пластиковый герметичный кабельный ввод для кабеля от cолнечных панелей, который приклеил на полиуретановый герметик SOUDAL. На всякий случай дополнительно закрепил на 3 самореза.

Кабельный ввод от cолнечной панели на автодоме Соболь 4х4

Кабельный ввод от cолнечной панели на автодоме Соболь 4х4

  Так же можно использовать пластиковый кабельный ввод (сальник), который продается в любом магазе.

Выбор контроллера заряда от солнечной панели в автодом

  В автономной солнечной системе аккумулятор должен быть защищен от перезаряда, поэтому необходимо использовать контроллер заряда.

  MPPT (Maximum Power Point Tracking) контроллер заряда является более совершенным, нежели PWM (Pulse-Width Modulation).

MPPT контроллер находит и отслеживает точку максимальной мощности солнечной батареи и использует всю доступную мощность путем широтно-импульсного преобразования при всех режимах заряда.

  Использование MPPT контроллера позволяет увеличить скорость заряда аккумулятора на 10-30%.

  Зимой на распродаже заказал Epsolar Tracer MPPT 2210AN 12/24В с максимальным током заряда 20А за 5700 руб. Контроллер MPPT достаточно крупный – размеры блока 154x220x52 мм.
  Можно было обойтись без запаса мощности, и взять младшую модель 1210AN с меньшим током зарядки 10А и сэкономить 20$, что было бы более правильно.

  В пасмурную погоду панель дает ток заряда около 1,1А, а в солнечную 3,5А. Звездной лунной ночью, возможно значения будут выше, но не замерял т.к. сплю.

MPPT контроллер EPEVER Tracer

Фото: MPPT контроллер EPEVER Tracer в Соболь 4х4

Первым подключить к контроллеру аккумулятор, затем солнечную батарею и только потом нагрузку. При отключении – последовательность обратная.

  Все работает в автоматическом режиме, замечаний я пока не выявил. Так же существует возможность подзарядки АКБ от генератора.
  Про выбор аккумулятора для автодома – отдельная статья.

  Какой мощности у тебя солнечные панели и какого типа – укажи в комментариях!

ГАЗ Соболь 4х4 самый западный, солнечная панель, solar panel, автодом Соболь 4х4, контроллер заряда, кабель, кемпер, автодом

 

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

     

Коммент без ссылок, символов, кодов и прочей ереси!